Зачем страховать груз при перевозке

Как доставить груз из Китая и обеспечить его сохранность. В каких видах доставки страхование товаров является обязательным. Рекомендации специалистов PACIFIC ASIA GROUP. Как застраховать груз при перевозке автомобильным транспортом? В чем особенности страхования грузов при международных перевозках? Кто предлагает выгодные тарифы на страхование грузов в Москве?

Содержание

Как застраховать груз при перевозке автомобильным транспортом

Агентство-подрядчика вы можете выбрать сами, либо положиться на опыт юристов, адвокатов или других специалистов в данной области. Транспортная компания или государственные ведомства не имеют права навязывать вам конкретного исполнителя. При встрече вы и страховой агент должны составить договор, куда будет вписан весь спектр рисков, от которых вы хотите защититься. В данный момент это такие категории, как:

  • погодные условия – не чрезвычайные ситуации, которые могут испортить груз или помешать в дороге;
  • чрезвычайные ситуации, связанные с природой, или техногенные – сели, оползни, землетрясения, возгорания, взрывы и т. п.);
  • аварии и другие случаи на дорогах;
  • уголовные преступления (угон автотранспортного средства, ограбление при транспортировке, намеренное уничтожение имущества);
  • внезапный выход автомобиля из строя (о случившемся надо уведомить страхового агента в течение 72 часов, иначе компания не компенсирует вам потери).

В этих крупных категориях отдельно обсуждаются разные вероятности и нюансы, определяется ответственность сторон. Когда заключается соглашение (договор) страхования груза, предназначенного к международной перевозке, предполагается, что автомобиль будет ехать строго в рамках намеченного пути. Ни водитель, ни владелец груза не могут изменить направление спонтанно, без согласования с агентом.

Страхование грузов при местных и международных перевозках может заключаться на любые сроки до года. Если это опасный или негабаритный груз, нужен полис обязательного страхования для получения разрешения на перевозку – в нём вы подтверждаете, что готовы покрыть ущерб в случае повреждения дорог и коммуникаций.

Какие грузы можно застраховать

В современных условиях можно оформить страховку на любой вид груза: лес, газ, нефтепродукты, продукты питания, дома, машины, стройматериалы, мебель и другие предметы обстановки. Кроме того, можно защитить не только вещественное имущество, но и:

  • затраты на транспортировку (прохождение таможни, аренда автомобилей и т. п.), если произойдёт что-нибудь из ряда вон выходящее, и ваш груз остановят на границе, например, в случае внезапного объявления эмбарго, обнаружения ошибки в документах и пр.;
  • ожидаемый доход – если из-за какого-то происшествия вы его так и не получили, страховая компания выплатит вам сама (но существует лимит).

Особенности страхования при международных автомобильных перевозках состоят в том, что путь может проходить через несколько государств, и страхователь обязан предупредить вас обо всех существующих там опасностях (высокий показатель преступности, сезонные затопления и т. п.), кроме тех, которые априори известны каждому. Страховка распространяется на всю территорию, по которой проедет машина.

Из чего складывается страховая сумма

Важная составляющая страхования – сумма конечной выплаты при ущербе. Она зависит от страховой премии, которую уплатит страхователь за услуги страховой компании. Чем больше страховая премия, тем выше цена покрытия.

В свою очередь, стоимость полиса или договора зависит от следующих составляющих:

  • Вида груза (если это хрупкие предметы, то страховка выйдет дороже);
  • Упаковки (её низкое качество повышает стоимость полиса в разы);
  • Способа погрузки/разгрузки;
  • Вида транспорта (на каждый вид свои тарифы);
  • Расстояния (международная транспортировка стоит гораздо выше);
  • Состояния пути (качества дорог, менталитета местного населения, существует ли вероятность нападения).

Некоторые страховщики не берутся страховать груз, проходящий через потенциально опасные для его сохранности местности. У компаний, занимающихся международным страхованием перевозок, имеется список территорий, на которых их защита не действует.

В данных районах грузы часто пропадают, что несёт большие риски для самой страховой компании. Поэтому ответственность за сохранность груза лежит целиком на перевозчике и владельце грузов. Часто в такую местность отправляются опытные перевозчики, которые знают местные особенности и знакомы с жителями.

Среди большинства компаний применяется тариф на транспортное страхование из расчета 0,02-0,3% от стоимости груза. К примеру, если стоимость груза составляет 16 000 000 рублей, то при ставке в 0,3% страхователь отплатит 16000000*0,3% = 48 000 рублей.

Какие грузы можно застраховать – обзор ТОП-4 основных видов

Страхованию подлежат практически любые виды грузов и перевозок. Защитить можно всё, начиная от нефтепродуктов и заканчивая изделиями из стекла и хрусталя.

Виды страхования грузов классифицируются также по способу перемещения грузов. Каждый способ имеет свои особенности, которые мы сейчас и рассмотрим.

Вид 1. Страхование авиаперевозок

Воздушные перевозки – самый молодой вид транспортировки и самый перспективный. Главное преимущество этого способа перемещения грузов известно всем – это высокая скорость доставки.

Для крупных объектов или оборудования используются специализированные борта – грузовые самолёты с повышенной вместительностью.

Несмотря на предвзятое отношение некоторых граждан к авиационным перелётам, этот тип транспорта считается у страховщиков наиболее безопасным.

Вероятность порчи либо полной утраты имущества минимальна, а стало быть, страховые риски — низкие. Правда, для некоторых категорий грузов (дорогостоящей оргтехники, электроники) существует риск хищения. Особенно часто грузы воруют в промежуточных пунктах пребывания авиатранспорта по пути к конечной точке.

Вид 2. Страхование морских грузов

История морских перевозок уходит во тьму веков. Именно морские грузы испанцы называли словом «cargo» — отсюда пошло интернациональное обозначение грузового страхования.

Морская транспортировка связана с большим количеством рисков: груз можно повредить при погрузке и разгрузке, а целостность товара и скорость его прибытия сильно зависят от погоды и условий хранения.

Но в некоторых ситуациях перевозка по воде – единственная возможность доставить груз до пункта назначения. В особенной степени это касается внешней торговли между странами. По воде транспортируют зерно, технику, скот и многое другое.

Перевозки по морю-океану страхуются полностью или частично, в зависимости от сложности маршрута, его протяженности и прочих факторов. Здесь в меньшей степени присутствует риск хищения, но зато высока вероятность намокания и порчи груза в результате попадания на борт судна морской воды.

Вид 3. Страхование железнодорожных перевозок

Ежедневно по железной дороге перемещается сотни тонн промышленных и коммерческих грузов. В России этот транспорт особенно популярен ввиду расстояний между регионами и относительной дешевизны.

Риски перевозок по «железке» немногочисленны:

  • повреждение груза в результате схода с рельсов или неудачных маневров;
  • нарушение герметичности упаковки;
  • порча в связи с погодными условиями;
  • хищение.

Страхование железнодорожных грузов – относительно редкий вид страхования, поскольку этим способом часто перемещается то, что в особой защите не нуждается – щебень, руда, уголь, древесина.

Вид 4. Страхование автомобильных грузов

Автоперевозки характеризуются максимально высокими рисками. На дорогах случается большое количество аварий и других ситуаций, связанных с повреждением, порчей и хищением грузов. Велика вероятность мошенничества, подлога, подделки документов и прочих противоправных деяний.

Больше информации – в статье «Страхование имущества».

В таблице наглядно представлены виды перевозок и их особенности:

Кто предлагает выгодные тарифы на страхование грузов

Из чего складывается размер выплат? Ваш товар оценивают в какую-то сумму, затем вы выбираете, какой процент от неё вам выплатят в случае убытков. Чем больше ставка – тем больше вам вернут, но тем выше взносы, которые берёт агентство за услугу. Разумеется, если с имуществом ничего не случится, страховая компания просто оставит деньги себе. Вот несколько популярных агентств, предлагающих страхование груза при перевозке автомобильным транспортом по выгодным тарифам:

  • «АльфаСтрахование» – 0,02 – 0,2% от стоимости вашего груза;
  • «Страховой дом ВСК» – от 0,09%, но есть и фиксированные тарифы (например, по ставке 49 р. в день, вы получите 100 тысяч рублей);
  • ООО «Абсолют страхование» – 0,25%;
  • СК «Согласие» – 0,25%;
  • «Спасские ворота» – 0,25%;
  • «Пари» – 0,25%.

Кто предлагает выгодные тарифы на страхование грузов – обзор ТОП-7 компаний по предоставлению услуг

Разрешение на страхование грузов выдаётся государством, оно же в известной степени регулирует деятельность компаний. В частности, при нарушении правил и ущемлении интересов страхователя лицензию у страховщика могут запросто отобрать.

Если вы хотите гарантий и действительно заинтересованы в безопасности имущества, сотрудничайте с компаниями из представленной нашим сайтом «большой семёрки» страховщиков.

1) АльфаСтрахование

Крупнейший российский страховщик с длительным опытом работы на внутреннем и международном страховых рынках. Наивысший уровень надежности (А++) по версии агентства «Эксперт». Отличный клиентский сервис, курс на интернет-технологии, круглосуточные консультации пользователей по телефону и онлайн.

Предлагает несколько видов страхования грузов – защита любых грузоперевозок, страхование транспортно-экспедиционной деятельности, страхование ж/д транспорта. Низкие тарифы, высокая скорость урегулирования страховых ситуаций.

2) Пари

Универсальный страховщик, работающий на рынке с 1992 года. Своей миссией фирма считает помощь людям и юридическим лицам в управлении рисками, которые окружают их в повседневной жизни.

В перечне преимуществ страховщика – упор на индивидуальное взаимодействие, быстрое реагирование при страховом происшествии, своевременные выплаты. Защита грузов – приоритетное направление деятельности компании.

3) Спасские ворота

Фирма №1 на рынке страхования грузов. Практикует все виды защиты – страхования авиа- , морских, автомобильных, ж/д и смешанных перевозок. Доступные тарифы, выгодные акции для новичков и лояльных клиентов. Девиз компании: «страхование за 10 минут, компенсация ущерба – за 10 дней».

В разделе «Новости» на интернет-ресурсе регулярно публикуются наиболее крупные за истекший период выплаты клиентам по страховым ситуациям. Согласно статистике, которую ведёт страховщик, каждые 3 минуты где-то отправляется груз, застрахованный в «Спасских воротах».

4) Капитал-Полис

Компания, основанная более 20 лет назад в Петербурге. Один из крупнейших страховщиков северо-западного региона РФ. Обслуживает корпоративную клиентуру и частные лица. Основной принцип – гарантия выполнения взятых на себя обязательств перед клиентами.

Страхует грузы, экспедиторскую деятельность, товары на складе. Пользователи могут приобрести либо разовый полис защиты грузов на отдельный рейс, либо «генеральный полис» для страхования всех перевозок, осуществляемых конкретным страхователем.

5) Ингвар

Защита интересов юрлиц – приоритетная сфера деятельности страховщика. Компания страхует любые виды имущества – оборудование, товар, технику, дороги, нефтепроводы, транспортируемое имущество.

Организация работает с 1993 года. В списке плюсов «Ингвара» — высокий профессионализм, быстрота оформления договора и оперативность при урегулировании страховых ситуаций.

6) AIG

Международная организация с наивысшим рейтингом финансовой устойчивости (А++). Работает на российском рынке более 20 лет. За эти годы количество страховых выплат приблизилось к 5,5 млрд. рублей. Конкурентное преимущество компании – сочетание международных стандартов страхования с глубокими знаниями российских реалий.

Страхует любые грузы и любые типы перевозок, в том числе – между странами. Обширная сеть представительств по всему миру, собственный штат агентов, специализирующихся на перевозках и логистике.

7) Ингосстрах

Страховщик с многолетним опытом деятельности на рынке. Сотрудничает с частными и корпоративными клиентами. В числе достоинств – профессионализм, гарантия своевременных выплат, использование современных цифровых технологий при оформлении полисов.

Защита любых транспортных рисков. Среди клиентов фирмы – РЖД, Московское метро, Совкомфлот, БалтТрансСервис, Сбербанк Лизинг, Волжское пароходство и десятки других известных транспортных компаний.

Зачем страховать груз при перевозке?

В некоторых странах страховка груза – обязательное условие транспортировки. Россия в число этих стран не входит. Так насколько же необходимо застраховать груз при перевозке?

В наши дни некоторые транспортные компании отказываются работать с поставщиками, которые не страхуют грузы. Их позицию можно понять: ни к чему брать на себя ответственность за сохранность груза.

Не стоит также забывать и о том, что в российском законодательстве предусмотрены ситуации, в которых перевозчик не отвечает за порчу или пропажу груза. Подробнее об этом мы рассказывали в статье об ответственности транспортной компании за груз.

По сути есть две причины не застраховать груз при перевозке. Первая – желание сэкономить время и деньги в надежде, что «все обойдется». Вторая (и, пожалуй, единственная «позволительная») причина не страховать груз при перевозке – тип самого груза. К примеру, щебень – одновременно надежный и не слишком ценный материал, и испортить его при перевозке сложно.

Порядок страхования грузов

Если вы впервые будете оформлять страховку для грузов, рекомендуем ознакомиться с нашей пошаговой инструкцией. С ней вы точно не упустите важных моментов.

Итак, чтобы застраховать транспортируемые предметы, необходимо пройти несколько этапов:

  1. Определяемся со страховой компанией. Выбирайте такую, которая имеет большой опыт страхования грузов. Предпочтение отдавайте страховщикам, существующим на рынке как минимум 10 лет. Они уже подтвердили свою платёжеспособность, точно не являются мошенниками и идут навстречу клиентам (например, Росгосстрах). Также один из известных деятелей страхового рынка – Ингосстрах, предоставляющий широкий выбор страховых объектов;
  2. Выберите риски. Важно сформировать перечень из тех страховых событий, которые действительно могут наступить. Не нужно включать возможность землетрясения, если путь перевозчика не следует через сейсмически нестабильные участки земли. Чем меньше необоснованных рисков в вашем полисе, тем меньше вы переплатите;
  3. Подготовьте документы для страховщика. Ими будут бумаги, подтверждающие право владения грузом. При этом может понадобиться акт описи имущества, составленный оценщиком. Потребуется и договор собственника грузов с перевозчиком. Акт осмотра транспорта и многие другие документы, которые зависят от способа транспортировки, вида груза и территории пути;
  4. Внимательно ознакомьтесь с договором. Сверьте все данные, просмотрите сумму покрытия и случаи, при которых она полагается. Уточните, какие риски не будут возмещены и при каких обстоятельствах в выплате будет отказано;
  5. Подпишите договор и оплатите услуги страховщика. На данном этапе вы можете оплатить часть страховки или весь объём: смотря на каких условиях подписан полис. Вы получаете на руки оригинал договора и оплаченную квитанцию. Копии документов остаются у страховщика, который вбивает данные в базу. Обычно действие договора начинается со дня, следующим за датой его подписания.

Когда мы настоятельно рекомендуем страховать груз: при авиадоставке

Фото 3

На это есть веская причина: пока груз дойдет от отправителя к получателю, его несколько раз перегрузят из одного транспортного средства в другое (мы также называем это перетаркой или кросс-докингом). Смотрите, какой путь проходит груз:

При авиадоставке мы используем арендованный транспорт, потому не всегда можем контролировать состояние груза на каждом этапе его транспортировки из Китая в Россию.

Так как риск повредить груз в такой ситуации очень велик, мы обязываем клиентов покупать страховку. Но учтите: страховые компании рьяно защищают свои интересы и не спешат выплачивать всю заявленную сумму. Поэтому вам нужно максимально обезопасить товары из Китая и основательно их упаковать. Это правило действует при авиадоставке обычным и экспресс-способом. Отличается только страховая ставка: она составляет 0,5%–1% соответственно.

Выбранная упаковка должна подходить под конкретный вид транспорта.

Как застраховать груз при перевозке автомобильным транспортом – 5 простых шагов

Страхование автоперевозок – самый популярный вид имущественной защиты грузов. Только полноценное и грамотное страхование покроет все убытки, если страховая ситуация всё же произойдёт.

Чтобы не волноваться за безопасность груза, его нужно застраховать по всем правилам. О том, как это сделать, я сейчас расскажу.

Шаг 1. Выбираем страховую компанию

В мире и в России сотни компаний, занимающихся страхованием грузов. Выбрать действительно надёжного и платежеспособного страховщика – целая наука.

Эксперты советуют оценивать уровень страховой компании по следующим критериям:

  • наличие опыта;
  • финансовая стабильность (размер уставного капитала, сумма страховых выплат за истекший отчетный период);
  • количество филиалов в разных городах;
  • общее число клиентов компании;
  • наличие удобного и функционального сайта;
  • рейтинг от независимых агентств;
  • информационная открытость.

Добропорядочные и ответственные страховщики дорожат своей репутацией и стараются урегулировать страховые происшествия быстро и в пользу клиента.

Шаг 2. Выбираем тариф страхования

Выбрать и рассчитать тариф вам помогут в офисе компании. Можно сделать это на сайте страховщика, воспользовавшись онлайн-калькулятором.

На стоимость услуг влияют следующие факторы:

  • характер груза и вероятность его повреждения (страховка на хрупкий, ценный или скоропортящийся товар стоит дороже);
  • качество упаковки;
  • вид транспорта;
  • расстояние;
  • состояние пути (территория, через которую везут груз).

Пример

Не все страны считаются благоприятными для перевозок. Некоторые территории входят в «чёрный список» страховщиков. Например, все знают, что у побережья Сомали высока вероятность повстречаться с пиратами 21-века. Естественно, что стоимость страховки при перевозке по такому морскому пути существенно возрастёт.

Кроме того, у каждой компании – свои условия страхования и свои расценки.

Шаг 3. Собираем необходимые документы

Понадобятся документы, удостоверяющие статус (или личность) страхователя, а также бумаги, подтверждающие стоимость груза и право на владение собственностью.

Страховым фирмам нужна максимально полная информация о характере груза:

  • официальное наименование продукта;
  • данные об упаковке, габаритах, весе;
  • количество единиц и партий груза;
  • сведения о наиболее вероятных рисках, связанных с этим видом имущества.

Компания имеет право на осмотр и собственную оценку стоимости груза.

Шаг 4. Изучаем условия договора

Условия договора соответствуют принятым международным или внутренним правилам страхования груза. В документе указаны все разновидности страховых ситуаций и виды нестраховых случаев.

Если страхователя интересует полное покрытие рисков, он выбирает самый дорогой полис, куда входит максимальное количество ситуаций, способных повлиять на сохранность и свойства перевозимого имущества.

Обычно при страховании грузов коммерческими структурами за процедуру отвечают профессиональные юристы, поэтому вероятность подписания «липового» или неправильно составленного договора низкая.

Каждый документ имеет свой срок действия. Если страховая ситуация произошла после окончания этого периода, ни о каком возмещении речи не идёт. Трудности возникают и в том случае, если страхователь при возникновении происшествия обратился в страховую компанию позже предусмотренного договором срока.

Шаг 5. Подписываем бумаги

После оплаты счета страховщик предъявит вам 2 экземпляра договора. Контракт подписывают обе стороны, участвующие в соглашении. Документ скрепляется печатью – один экземпляр забирает страхователь, другой остаётся в конторе.

Особенности страхования груза при международных перевозках

Экономические отношения между государствами предполагают постоянный обмен грузами в ходе торговых операций. Международные перевозки сопряжены с высокими рисками. По пути грузу приходится преодолевать по-крайней мере одну государственную границу.

Имущество может пострадать в результате недопонимания между сторонами, спорами, разбирательствами и задержками. По этой причине международное страхование перевозок пользуется устойчивой популярностью.

Чаще всего при страховании интернациональных грузов используется такая схема: каждая страна обеспечивает юридическую защиту собственности на своей территории. Как только груз пересекает границу, субъект страхования меняется.

Денежные вопросы

В денежных вопросах, связанных со страхованием грузов, важно разграничивать четыре понятия: страховая сумма, страховая премия, страховой тариф, и франшиза.

Страховая сумма – это деньги, которые компания получит, если наступит страховой случай – то есть если с грузом что-то случится. В договоре страховую сумму можно указать в денежном выражении или в процентах от стоимости груза.

Страховая премия – деньги, которые страхователь должен выплатить страховой компании. Обычно она составляет определенный процент от страховой суммы – этот процент и называется страховым тарифом. Он зависит от степени риска, которую страховщики рассчитывают с учетом целого ряда факторов. Чаще всего это:

  • тип и стоимость груза, качество упаковки: чем дороже груз, тем выше тариф;
  • способ перевозки и состояние транспорта: дороже всего обходится страхование автомобильных перевозок (из-за ненадежности) и смешанных перевозок (из-за опасности хищения в перевалочных пунктах);
  • сроки договора: генеральные полисы обычно дешевле, чем разовое страхование;
  • маршрут перевозки и дальность следования;
  • наличие охраны или сопровождения, присутствие сюрвейера на погрузке и выгрузке;
  • статистика убытков страхователя;
  • опыт транспортной компании, наличие страхования ответственности (об этом чуть ниже), страховые лимиты и т.д.

Наконец, франшиза – это минимальный объем ущерба, после наступления которого котором страховая компания выплатит компенсацию. В страховом договоре она указывается либо в денежном выражении, либо в процентах по отношению к страховой сумме.

Франшиза бывает условной и безусловной. В первом случае страховщик обязуется выплатить компенсацию полностью (если ущерб превысил размер франшизы), во втором – разницу между компенсацией и размером франшизы. Например, если ущерб составил 50 тысяч рублей, а в договоре указана безусловная франшиза в размере 10 тысяч рублей, страхователь получит компенсацию в 40 тысяч рублей.

ТОП-4 ошибки при страховании грузов, которые приводят к отказу в страховом возмещении

Поскольку в РФ страхование грузов – практика относительно новая, не все страхователи до конца понимают природу и механизмы защиты рисков. Чтобы обезопасить свои интересы, клиентам следует избегать типичных ошибок транспортного страхования.

Ошибка 1. Невнимательное заполнение заявления

Такая ошибка особенно актуальна для частных лиц, занимающихся грузоперевозками. Если в документе допущена неточность при внесении официальных данных относительно груза или личности страхователя, компания вправе отказать в выплатах по такому договору.

Вывод: заполняя заявление, данные надо проверять и перепроверять по несколько раз. Невнимательность при составлении договора чревата финансовыми потерями.

Ошибка 2. Несвоевременное уведомление страховой компании о наступлении страхового случая

У каждой компании – свой регламент. Согласно договору, страхователю отводится от 24 часов до 5 суток для уведомления представителей фирмы о том, что с грузом произошёл страховой случай. Сообщить о происшествии клиент имеет право по телефону, письмом, через интернет-каналы.

Ошибка 3. Предоставление неполного пакета документов в страховую компанию

Страховая ситуация должна быть зафиксирована по всем правилам. Если страхователь предъявил неполный пакет документов или не предоставил реальных доказательств происшествия, агенты вправе отказать в составлении страхового акта и выплате компенсации.

Ошибка 4. Некорректное указание рисков, которые покрываются договором страхования

В любом документе перечислены риски, которые страхователь соглашается или НЕ соглашается включить в окончательный вариант договора. Если риски указаны некорректно или нужные пункты вовсе отсутствуют, то никакого возмещения вы не получите.

Например, если груз во время морской перевозки пострадал от грызунов, а в договор включены любые другие ситуации, кроме указанной, за ущерб будет отвечать сам страхователь.

Рекомендую к просмотру видеоролик по теме страхования железнодорожных грузов.

Начнем с определений

Фото 4

Страхование ответственности перевозчика/экспедитора позволяет перевозчику/экспедитору застраховать свою ответственность за физическую утрату и повреждение вверенного ему груза, ответственность перед третьими лицами (клиентами, государственными органами) за убытки, причиненные перевозимым грузом.

То есть основная цель — защита перевозчика/экспедитора от убытков, возникающих в процессе организации перевозки и транспортировки груза и произошедших исключительно по его вине.

Страхование грузов — один из видов имущественного страхования, имеющий целью защиту имущественных интересов владельцев грузов на случай наступления убытков, вызванных различного рода происшествиями (страховыми событиями) в процессе транспортировки груза.

Виды страхования для грузов

В первую очередь стоит рассмотреть страхование грузов в зависимости от способа транспортировки.

Бывает страхование:

  • Авиаперевозок. Самолёты или вертолёты считаются самым безопасным видом транспорта, несмотря на довольно частые крушения. В такой транспортировке ценится скорость, ведь можно доставить груз из одной страны в другую за считаные часы. Для доставки товаров важны габариты грузов: самые большие из них не могут быть транспортированы по воздуху. Если во время перелёта имеется промежуточная станция для посадки, то высока вероятность кражи имущества. В этом случае и пригодится оформленная страховка;
  • Железнодорожных перевозок. Поезда считаются также безопасным видом транспорта. Аварии среди них происходят крайне редко. Бывает, что поезд сходит с рельсов или осуществляет ошибочные манёвры, приводящие к аварии. Вероятность их наступления настолько мала, что многие собственники имущества пренебрегают страхованием. Да и транспортируется поездом, чаще всего, товар, непривлекательный для воров (щебёнка, дровни, уголь и прочее);
  • Грузов, доставляемых водным транспортом. Минус данного вида доставки грузов – низкая скорость. К тому же многие товары могут быть испорчены попавшей на них морской водой. Даже в современном мире случаются случаи нападения пиратов на корабельное имущество, а потому страхование транспортировки грузов – возможность сохранить собственность. Кораблями удобно транспортировать крупногабаритные товары, а также при отсутствии возможности доставить груз иным способом;
  • Автоперевозок. Самый опасный вид транспорта – автомобили. Ежедневно на дорогах происходят тысячи аварий, которые приводят к неприятным последствиям. К тому же мошенники на трассах – нередкое явление. В результате столкновения с ними можно лишиться перевозимого груза. Сохранности автомобильных грузов уделяется особое внимание.

В зависимости от количества перевозок можно оформить два вида страховых полисов:

  • Покрывающий одну транспортировку. Если планируется только одна доставка, то можно оформить данный полис. Он поможет получить компенсацию, если при перевозке произойдёт страховой случай;
  • Возмещающий убытки во всех перевозках в течение ограниченного времени. Обычно такой полис оформляется на год. Сколько бы в течение 12 месяцев ни было транспортировок грузов – каждая из них застрахована в объёме перевозимых предметов. Договор на таких условиях обычно заключается компанией, деятельность которой связана с постоянной отгрузкой и доставкой товаров.

При оформлении полиса важно указать, какие риски будут застрахованы.

На основе их выбора полисы делятся на три категории:

  • С полным покрытием всего груза. Независимо от того, сколько тонн или штук товара транспортируется, каждая из единиц застрахована в полном объёме. Данный полис самый дорогостоящий. Чтобы подтвердить цену перевозимого груза, необходимо иметь при себе товарные чеки, накладные и прочие документы. В некоторых случаях страховая компания направляет оценщика, чтобы тот сам определил реальную стоимость имущества;
  • С частичным покрытием. В договоре указываются лишь те риски, которые страхует владелец имущества. Только при указанных страховых случаях будет выплачено возмещение;
  • С возмещением ущерба исключительно при крушении транспорта. Страховщик не покрывает любые повреждения груза при его транспортировке. Если же произойдёт, к примеру, крушение самолёта или тяжёлая авария на дороге, то будет выплачена компенсация.

Также защита грузов в зависимости от пути следования перевозчика подразделяется на:

  • Внутреннее страхование. Полис оформляется для транспортировки грузов внутри одной страны или населённого пункта;
  • Международное страхование. Страхуется транспортировка, при которой будет пересечена как минимум одна государственная граница.

Не стоит забывать и про такой вид страхования грузов, как гражданская ответственность. Правда, в этом случае страхуются не сами грузы, а перевозчик либо их владелец.

В результате транспортировки может быть нанесён вред другим средствам передвижения (многочисленные примеры, когда из грузовиков выпадают деревья, камни и повреждают сзади следующий автомобиль) или людям (к примеру, грузовой автомобиль, перевозящий окна, совершил ошибочный манёвр и перевернулся. По итогам аварии осколками стекла был поранен рядом проходящий человек).

Чтобы такие неприятности не стали причиной для длительных судебных разбирательств или больших растрат на восстановление повреждённых объектов, страхуется гражданская ответственность. Всеми известный полис ОСАГО является основой обязательного страхования.

Когда мы рекомендуем страховать груз: при перевозке автомобилем

При доставке автомобильным грузовым транспортом вероятность наступления страховых случаев ниже, чем при авиадоставке, но сохраняется риск наступления форс-мажорных обстоятельств:

  • дорожно-транспортное происшествие;
  • авария из-за неблагоприятных погодных условий;
  • возгорание транспортного средства;
  • хищение третьими лицами на трассе.

В этом случае мы не настаиваем на обязательном страховании, но рекомендуем воспользоваться услугами страховой компании и выбрать тариф с подходящими условиями.

Страховка – лишь малая часть в формировании цены на доставку. Но она поможет компенсировать стоимость груза в форс-мажорных обстоятельствах.

Размер страхового возмещения

Фото 5

Среди грузовладельцев бытует мнение, что перевозчик либо экспедитор, получив груз для перевозки, в случае утраты или повреждения этого груза должен будет полностью возместить ущерб по страхованию ответственности. Естественно, перевозчик несет ответственность за груз с момента его принятия и до момента его выдачи в силу положений нормативных актов, что мы, в свою очередь, всегда подтверждаем нашим партнерам. Но следует знать, что такая ответственность наступает только тогда, когда ущерб причинен по вине перевозчика/экспедитора. В противном случае страховщик вправе отказать в выплате компенсации.

Кроме того, ответственность перевозчика либо экспедитора в зависимости от типа и направления перевозки ограничивается на законодательном уровне.

Пределы ответственности при перевозках грузов автомобильным транспортом без объявленной ценности:

  • внутренние перевозки: перевозчик/экспедитор — в размере полной стоимости (Гражданский кодекс РФ, Устав автомобильного и наземного электрического транспорта);
  • международные перевозки:
  • перевозчик — 8,33 SDR[1] за 1 кг брутто груза (п. 1 ст. 23 Конвенции о договоре перевозки грузов автомобильным транспортом);
  • экспедитор — 666,67 SDR за 1 место либо 2 SDR за 1 кг брутто груза (п. 3 ст. 6, п. 2 ст. 7 ФЗ от № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»).

Перевозки грузов авиационным транспортом:

  • внутренние перевозки — 600 руб. за 1 кг груза (ст. 119 Воздушного кодекса РФ);
  • международные перевозки — 20 USD за 1 кг груза (Варшавская конвенция).

Перевозки грузов морским транспортом:

  • 666,67 SDR за 1 место или 2 SDR за 1 кг груза (Кодекс торгового мореплавания РФ, Гаагско-Висбийские правила).

Перевозки груза ж/д транспортом:

  • в размере полной стоимости груза (Устав железнодорожного транспорта РФ, Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении).

Также грузовладельцам необходимо помнить, что при страховании ответственности перевозчика/экспедитора максимальный размер страхового возмещения определяется страховщиком и страхователем (перевозчиком либо экспедитором) в договоре.

Кроме того, при выплате страхового возмещения учитываются вышеуказанные законодательные ограничения ответственности перевозчика/экспедитора.

Таким образом, при перевозках дорогих грузов лимит страхового возмещения, учитывая различные условия страхования и установленные пределы ответственности перевозчика/экспедитора, как правило, меньше стоимости перевозимого груза, который, в свою очередь, не может гарантировать грузовладельцу полную защиту имущественных интересов.

Кому и зачем нужно страховать груз?

Каждый день из одной географической точки в другую перемещается тысячи грузов. Перевозки совершаются внутри одного города, между регионами, между разными странами, с одного континента – на другой.

В процессе перемещения из пункта «А» в пункт «Б» груз подвергается огромному количеству рисков. Транспорт – сухопутный, морской, воздушный – может потерпеть крушение, затонуть, попасть в ДТП. Груз может намокнуть, испортиться, его могут похитить, задержать на таможне и конфисковать.

Чтобы получить компенсацию за поврежденное или полностью утраченное имущество, груз нужно предварительно застраховать, обезопасив тем самым от возможных рисков.

Страхование грузов (в международной терминологии такой вид страхования именуется «карго») – разновидность имущественного страхования, способ защиты интересов владельцев грузов на случай ущерба, вызванного различными происшествиями в процессе транспортировки.

Основные цели страхования грузов:

  • обеспечение защиты имущества;
  • защита интересов собственников груза;
  • контроль страховых ситуаций;
  • урегулирование страховых происшествий – возмещение убытков владельцев груза при возникновении страховых ситуаций.

Согласно существующему законодательству, защита грузов в страховых компаниях, не выступает обязательным условием перевозок. Никто не принуждает владельцев страховать свои грузы: процедура оформления полиса – дело сугубо добровольное.

Однако многие транспортные компании просто отказываются заключать договоры на перевозки, если клиент не желает страховать груз.

Позиция перевозчиков вполне объяснима – они не хотят отвечать за неприятности, которые могут случиться с грузом в дороге. А при наличии полиса транспортная компания почти ничем не рискует и заинтересована лишь в соблюдении сроков и условий перевозки.

Более того, транспортные фирмы тесно сотрудничают со страховыми организациями: полис страхования груза можно оформить прямо в офисе или на сайте перевозчика – что называется, не отходя от кассы.

Владельцам грузов страхование имущества тоже выгодно: заплатив за полис, они могут быть относительно спокойны за судьбу своего груза. В случае непредвиденной ситуации страховщик готов оплатить убытки в полном объёме.

Страховая сумма при страховании карго не может превышать реальной стоимости груза. Однако в эту сумму часто входят и расходы на транспортировку, и ожидаемая прибыль от реализации товаров, и таможенные расходы.

В список стандартных рисков при карго-страховании входят:

  • стихийные бедствия (тайфуны, ураганы, землетрясения, удары молнии, наводнения и т.п.);
  • техногенные катастрофы;
  • пожары;
  • аварии;
  • злонамеренные действия третьих лиц (грабёж, похищение, разбой, пиратство, вандализм);
  • риски, связанные с обстоятельствами транспортировки – несоблюдение температурного режима, лом, повреждение, загрязнение);
  • пропажа транспортного средства без вести.

Страхователь имеет право выбрать все риски из предложенного компанией списка или их часть.

Имущественные интересы имеются и у получателя, и у отправителя груза – кто из них возьмёт на себя расходы на приобретение полиса, они решают между собой. Обычно ответственность за страхование ложится на того, кто владеет грузом на текущий момент.

Субъектами страхования карго выступают: страхователь (физлицо или юридический субъект), страховщик, выгодоприобретатель (он же – бенефициар) – лицо, в пользу которого заключен договор страховой защиты.

Для полного понимания механизмов и сущности вопроса рекомендую прочесть статью «Что такое страхование».

Источники

Использованные источники информации.

  • https://econom-trans.ru/docs/pravila-poryadok-strahovaniya-gruzov-pri-perevozke.html
  • https://bfrf.ru/strahovanie/strahovanie-gruzov.html
  • https://hiterbober.ru/insurance/strahovanie-gruzov.html
  • https://www.artlogics.ru/blog/kak-zastrahovat-gruz-pri-perevozke/
  • https://pa-china.ru/blog/why-cargo-insurance-is-needed/
  • http://www.trasko.ru/articles/12/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: