Как участвовать в городских торгах

В этой статье будет рассказано о том, как проводятся торги государственным и муниципальным имуществом, кто уполномочен проводить такие торги и как они. В этой статье будет рассказано о том, как проводятся торги государственным и муниципальным имуществом, кто уполномочен проводить такие торги и как они

Какие  существуют требования к участникам торгов

В общем понимании, существующего законодательства, каких-то специфических требований и какими должны быть участники муниципальных торгов, проводимых на государственном или муниципальном уровне нет.

Однако в положениях, содержащихся в законах 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также в других нормативных документах, например, в постановлении Правительства РФ от г. № 99, муниципальный заказчик может установить свои требования к участникам торгов.

Например, при приватизации объекта недвижимости, относящийся к коммунальному хозяйству (городская котельная), заказчик может потребовать у участника конкурса наличия соответствующей лицензии или права на эксплуатацию подобных объектов. Тоже самое относится к некоторым областям строительства или природопользования.

В целом же, требования к участникам муниципальных торгов сводятся к тому, что:

  • отсутствие у участника задолженности или недоимки по налогам (в случае наличия — должны быть указаны существенные причины для их обоснования);
  • отсутствие у частного лица, руководителя и других должностных лиц компании-участника судимости в экономической сфере (исключение — погашенная или снятая судимость);
  • у участника должны быть исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (исключение — контракты на создание произведений литературы или искусства, на финансирование проката или показа национального фильма, или на обладание программным продуктом);
  • отсутствие конфликта интересов между заказчиком и участником (то есть первые лица компаний заказчика и исполнителя не могут состоять в родственных связях, так как всем участникам тендера должны быть обеспечены равные условия);
  • участник тендера не может быть офшорной компанией, особенно это касается вопросов, когда на торги выставляется муниципальная недвижимость и торги муниципального фонда или участков земли.
  • участие в торгах предприятий, которым принадлежит муниципальная собственность. Участниками аукциона на продажу (то есть покупателями государственного и муниципального имущества) не могут быть государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, а также юридические лица, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов.
  • информации об участнике не должно быть в реестре недобросовестных поставщиков;
  • деятельность юридического лица не должна быть приостановлена;
  • компания не должна быть ликвидирована;
  • юридическое лицо или физическое лицо не должно быть банкротом (по решению суда на момент принятия заявки).

Здесь следует также иметь в виду, что имеется и применяется норма закона, согласно которой, сделка является ничтожной, если устанавливается, что покупатель государственного или муниципального имущества не имел законного права на его приобретение.

Также могут быть предъявлены дополнительные требования на участие в торгах по муниципальным контрактам такие как, например:

  1. участник торгов должен иметь соответствующую положительную деловую репутацию
  2. иметь опыт работы или деятельности, связанной с реализуемыми на торгах услугами или поставкой товаров.
  3. иметь необходимые финансовые средства не только для внесения залога для участия в торгах, но и для выполнения всех условий по выполнению положений подписываемого контракта.
  4. необходимый уровень квалификации, особенно если это касается вопроса использования промышленного оборудования, например, инженерных сетей или средств коммуникации.

В целом, рассматривая требования к участникам муниципальных торгов, каких то особых препятствий к тому, чтобы участвовать в подобных торгах, нет ни у обычных людей, ни у ИП (индивидуальных предпринимателей), ни у компаний и прочих юридических лиц (в том числе и некоммерческих).

Кто уполномочен проводить муниципальные торги имуществом

Несмотря на то, что порядок  торгов муниципального имущества достаточно четко прописан в законодательстве, то в отношении того, кто именно имеет право проводить торги муниципальным имуществом, имеются различные подходы.

Так, согласно ст. 130 Конституции Российской Федерации субъектом права собственности муниципального имущества выступает население. Прежде чем совершить сделку по отчуждению муниципального имущества, местной администрации необходимо получить согласие у представительного органа местного самоуправления (ст. 35, 51 Федерального закона № 131 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

При этом муниципальные депутаты определяют порядок распоряжения муниципальным имуществом, утверждают регламент на торги по передаче прав на муниципальное имущество, находящимся в муниципальной  собственности. Несмотря на то, что в ГК РФ урегулированы основные положения проведения публичного аукциона и конкурса, нормативными правовыми актами местного самоуправления определяется порядок их проведения. Это выражается в том, что местный законодательный орган власти (муниципальный совет, городская дума, поселковый совет) должен принять постановление о порядке проведения торгов муниципальным имуществом.

В этом постановлении определяется:

  1. регламент проведения торгов и процедура торгов муниципального имущества – начиная от способа извещения и заканчивая порядком заключения договора с победителями конкурсов и аукционов.
  2. Конкурсная комиссия или комиссия по торгам муниципального имущества — ее состав, полномочия, права и обязанности.
  3. перечень имущества, выставляемого на муниципальные торги включая и торги на капитальный ремонт муниципального имущества
  4. план — график проведения торгов муниципальным имуществом, в том числе, и план приватизации имущества, который в обязательном порядке подлежит опубликованию в СМИ.
  5. список СМИ, включая и интернет – ресурсы, в которых публикуется вся информация о муниципальных торгах
  6. утверждается список муниципальных торговых площадок и аукционов, через которые будут проводиться непосредственно торги муниципальным имуществом.

Здесь нужно отметить один особенный момент, связанный с полномочиями конкурсной комиссии. Полномочия органов местного самоуправления при отчуждении муниципального имущества с инвестиционными и (или) социальными условиями путем проведения конкурса определены в

Постановлении Правительства РФ от 09 ноября 1998 г. (в ред. от 21 ноября 2001 г.). Здесь указывается, в частности, что при продаже имущества, находящегося в муниципальной собственности, состав комиссии определяется органом местного самоуправления.

При этом конкурсная комиссия:

  • рассматривает заявки с прилагаемыми к ним документами, принятые продавцом от претендентов, и определяет их соответствие требованиям законодательства и условиям конкурса;
  • принимает решение о допуске или об отказе в допуске претендентов к участию в конкурсе; утверждает распоряжение о торгах муниципальным имуществом
  • уведомляет претендентов о допуске или об отказе в допуске к участию в конкурсе;
  • определяет победителя конкурса и подписывает протокол об итогах торгов муниципального имущества

Для установления соответствия представленных документов требованиям законодательства и условиям конкурса, комиссия вправе при необходимости запросить дополнительные сведения, а также направить представленные документы на экспертизу. Комиссия самостоятельно определяет регламент своей работы.

Комиссия правомочна решать вопросы, отнесенные к ее компетенции, если на заседании присутствуют не менее половины ее членов с правом решающего голоса. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии с правом решающего голоса.

Что касается вопроса того, как проводятся торги с муниципальным имуществом, то здесь имеется два варианта:

  • Первый вариант связан с тем, что торги  проводятся самим муниципалитетом, при этом всю организацию торгов и подготовка необходимых документов обычно возлагается на профильный орган муниципалитета. Как правило, это какой — нибудь комитет по управлению муниципальным имуществом, департамент или управление.
  • Второй вариант — это когда муниципалитет в виду отсутствия собственных возможностей провести конкурсные торги и аукционы (что характерно для большинства небольших муниципальных образований), то имущество муниципалитета может быть выставлено на торги через специальные торговые площадки, как федерального уровня, так и местные региональные. Список таких площадок можно легко найти на сайтах Росимущества или общефедеральном реестре торгов – .
Фото 1

Вы хотите сэкономить на покупках

На торгах реализуется самое разнообразное имущество – офисная мебель и торговое оборудование, жилая и нежилая недвижимость, легковые автомобили и спецтехника, дебиторские задолженности и ценные бумаги фондового рынка, канцтовары, постельное белье, одежда, вплоть до такой экзотики как сено и дрова.

Ваша задача, найти необходимый вам лот и подать заявку на участие в торгах. В любом случае, покупка с торгов обойдется на порядки дешевле, потому что механизм торгов предусматривает максимально быструю реализацию товара.

Почему это происходит?

Продажей с торгов занимаются организации, у которых нет возможности держать на балансе непрофильное имущество, им нужны живые деньги. Поэтому цены, объявленные на торгах, значительно меньше рыночных.

И если на определенный лот не находится покупателя, происходит снижение цены. Опытный покупатель знает, когда наиболее выгодно выходить на торги, чтобы приобрести лот по минимальной стоимости.
Фото 2

Какими законами регулируется участие в муниципальных торгах

Помимо Гражданского Кодекса, устанавливающего общие правовые основы, на которых происходят конкурсные торги и аукционы, российское законодательство имеет разветвленную сеть правовых документов. Эти правовые акты, так или иначе, регламентируют, как общий ход проведения подобных торгов, так и определяют, кто может быть участником и на каких основаниях.

Основополагающими правовыми актами при проведении муниципальных торгов являются такие документы, как:

  1. Федеральный закон № 44-ФЗ от г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  2. Федеральный закон № 223-ФЗ от г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Некоторые моменты применения этих законов закреплены в дополнительных нормативных актах, например, в постановлениях Правительства от г. № 1005, от г. № 99,

Также есть немало правовых актов, связанных со специфическими торгами и проведения муниципальных торгов. Так, например, при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд, в том числе – проведение аукционов в электронной форме, применяется Федеральный закон от № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

При заключении договоров в рамках приватизации государственного или муниципального имущества, в том числе – в электронной форме действует — Федеральный закон от № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», постановление Правительства РФ от № 860 «Об утверждении Положения об организации и проведении продажи приватизируемого государственного или муниципального имущества в электронной форме».

При заключении договоров по переходу имущественных прав, предусмотренных Лесным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ — Законом РФ от № 2395-1 «О недрах». Они касаются отношений в рамках заключения хозяйственных соглашений, договоров на право пользования участками недр, договоров о распределении квот добычи (вылова) водных биоресурсов, договоров пользования водными биоресурсами (электронная форма прямо не предусмотрена, но и не запрещена).

Таким образом, при выборе участия в том или ином муниципальном  аукционе или конкурсе, нужно, прежде всего, понять — под действие какого именно закона попадает участник и  соответственно, какие предъявляются к нему определенные законами требования.

Виды торгов

Муниципальные конкурсные торги и государственные тендеры

Какие же формы и виды аукционных торгов и конкурсных заказов существуют, и как ими можно воспользоваться.

  1. Начнем с такого надежного источника будущего вашего процветания, как муниципальные конкурсные торги и государственные тендеры.

Все закупки государственными органами или информация о них размещаются на специализированном веб ресурсе

Участники торгов (предприниматели) для получения доступа к торгам проходят аккредитацию на ресурсе через специальный регламент, оговоренный в законодательных актах

После регистрации и аккредитации участник выбирает соответствующий сегмент рынка и выставляет свои заявки в электронной системе торгов. Таких систем существует несколько, где можно работать в системе аукционов государственных и муниципальных контрактов.

Что касается самой процедуры торгов, то она происходит в онлайн режиме (т.е. дистанционно), и на практике это выглядит следующим образом:

  • Исполнитель выставляет свой тендер в интересующем его сегменте рынка (например, услуги прачечной для муниципальных дошкольных учреждений). Для того, чтобы заявка была принята к рассмотрению, исполнитель должен внести определенную сумму страхового депозита (залога), обычно находящегося в пределах от 0.5%- 10% общей суммы  контракта. Этот залог необходим для того, чтобы подтвердить серьезность намерений участника, и он возвращается в случае или подтверждения заявки, или в случае ее отклонения заказчиком.
  • После поступления залоговой суммы на счет заказчика, исполнитель уже может непосредственно участвовать в тендерном аукционе.
  • Участие в аукционе происходит через определенные интервалы времени и с определенным шагом цены, например, каждые 10-15 минут цена снижается на 10 000 рублей. Победителем становится тот, кто предложит удовлетворяющую условиям заказчика цену.

Если заявка принята заказчиком, то в дальнейшем между ним и исполнителем происходит подписание установленной формы договора, условия которого уже не могут быть изменены ни одной из сторон.

Всю информацию о государственных или муниципальных заказах, закупках и аукционах можно всегда найти на сайтах региональных органов власти (области, края, республики), либо на сайте каждого муниципалитета, где их публикация должна производиться в обязательном порядке.

Торги по банкротству и реализации конфискованного имущества должников

Более интересным, на наш взгляд, методом приобретения в собственность практически любого имущества, является участие в торгах, где можно купить  имущество, как компаний (юридических лиц), так и отдельных физических лиц, которые по суду признаны банкротами, и чье имущество выставлено на торги.

Также на торгах по банкротству реализуется имущество должников банков. Это касается в основном недвижимости, когда не справившийся с ипотечным кредитом должник, лишается своей квартиры. Также банки, кроме недвижимости, реализуют любое другое имущество, которое конфисковано для обеспечения выплат по кредиту.

На торгах по банкротству также выставляется имущество тех, кто осуществлял незаконные виды деятельности. Например, это могут быть орудия лова и транспорт браконьеров, имущество тех, кто занимался незаконной предпринимательской деятельностью.

Таможенный конфискат также продается на аукционных торгах по банкротству, где реализуется контрабанда в виде разнообразного имущества, которое арестовано в соответствии с принятыми законами таможенными органами.

Торги по банкротству, на которых производится реализация имущества должников, имеют два основных вида:

  1. Продажа имущества производится на открытых аукционах. Эти аукционы могут производиться или на специальных торговых площадках на базе  специализированных компаний или, например, даже в офисе регионального подразделения «Росимущества» (государственное агентство, через которое  обычно производятся торги таможенным конфискатом, имуществом должников арестованного имущества и т.д.). Однако не всегда такие аукционы могут иметь открытую форму и в них могут принять участие все желающие. В некоторых случаях при реализации специального оборудования, военного имущества, оружия, каких — то ценностей, аукционы проводятся в закрытом виде, в том числе и закрытым перечнем участников таких торгов.
  2. Конкурсные торги. Это тоже схема продажи имущества по типу аукциона, только в данном случае специально образованная конкурсная комиссия определяет состав объектов, выставляемых на продажу. Самое главное отличие от аукциона — определяется закрытый перечень участников конкурса (имеется в виду только из определенного круга лиц или организаций). Такая конкурсная модель продажи имущества обычно применяется, если выставляются на продажу объекты недвижимости, имеющих статус архитектурных памятников, картины, ценные антикварные вещи, авторские рукописи и т.п.

И в первом, и во втором случае победителем таких торгов признается тот участник, который выполнит все выставленные условия. Обычно таким условием в первую очередь является цена. Чем выше предложит участник цену, тем выше шансы его стать победителем. Так все и происходит в реальности. Но кроме цены есть и другие условия к победителю конкурса или аукциона — например, иметь соответствующую лицензию на пользование имуществом, условия хранения. Аукционы по банкротству и торги имеют общий порядок проведения, который определяется законодательством, и в частности Гражданским Кодексом РФ (статья 447).

Источники

Использованные источники информации.

  • http://tv-bis.ru/torgi/696-uchastie-v-munitsipalnyih-torgah.html
  • http://tv-bis.ru/torgi/704-torgi-munitsipalnogo-imushhestva.html
  • https://dengivezde.biz/kak-zarabotat-na-gosimushhestve
  • http://tv-bis.ru/gosudarstvo-i-investtsii/kak-zarabotat-na-gosudarstvennyih-i-konkursnyih-torgah.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: