Покупка телефона может принести как удовольствие от функциональности новой модели, так и разочарование от неожиданной поломки. И решить проблему часто может только экспертиза для суда. Экспертиза телефона является ли важной процедурой для установления истины в разногласиях между покупателем и продавцом? Какие меры необходимо предпринять, чтобы такое
Содержание
Сроки проведения
Если необходимо протестировать изделие у экспертов, то на это потребуется какое-то время.
Получить моментально результаты невозможно. Придется некоторое время подождать.
Обычно независимая диагностика состояния телефона у частных экспертов занимает не менее десяти дней.
После этого клиент получает официальное заключение, в котором специалист указывает причины неисправности. С ним можно идти в магазин или в судебное учреждение.
Примите во внимание: судебная экспертиза проходит в государственном учреждении и занимает больше времени. Тестирование телефона проводят примерно за 15 дней.
Предмет независимой экспертизы мобильных телефонов и основные правила
Независимая экспертиза представляет собой глубокое беспристрастное и непредвзятое инструментальное исследование компетентными специалистами работоспособности изделия, установление возможности дальнейшей его эксплуатации с выдачей соответствующего заключения. Во время данного исследования проводится научно-технический анализ соответствия результатов проверки принятым стандартам.
Основными нормативными документами, регламентирующими данный вид деятельности, являются:
- ФЗ-73 от .
- ГПК РФ (статья 79).
При рассмотрении судами споров в рамках Закона РФ «О защите прав потребителей» наличие экспертного заключения бывает обязательным условием для установления истины и вынесения единственно правильного решения.
Наиболее массовой и востребованной потребительской экспертизой является технический аудит мобильных телефонов, смартфонов, планшетов и различных по назначению и моделям коммуникаторов. Именно к предметам из этой категории товаров в повседневной жизни люди прибегают постоянно и используют их по много часов в день. Как показывает практика, выделить конкретные модели планшетников или мобильников, по которым приходится наиболее часто проводить освидетельствование, а также конкретные бренды, например, смартфоны компании Самсунг или айфоны Эппл, нельзя. В большей степени имеется некоторая зависимость количества обращений за проведением экспертизы по определённым видам коммуникаторов, планшетных устройств от степени насыщенности ими рынка.
Единой регламентации для экспертизы мобильных устройств не существует, и в формате определений Минюста её можно отнести к виду экспертиз, касающихся исследования бытовой техники и приборов. Правом назначения независимой экспертизы обладают 9 ведомств, имеющих в своей структуре соответствующие экспертные подразделения. На основании ведомственных нормативных документов конкретному виду экспертизы может быть дано своё наименование. По общему правилу, экспертизу называют по предмету исследования. Чтобы не путаться в наименованиях различных видов гаджетов, экспертизу современных мобильных средств связи будет уместно озаглавить как экспертизу мобильных телефонов.
Независимая экспертиза телефона бывает необходимой в следующих случаях:
- точное определение характера неисправности при существующих разногласиях в этом вопросе между покупателем и продавцом товара;
- несоответствие качества мобильного телефона тому, что заявлено производителем товара;
- объективное установление, является ли приобретённое мобильное устройство качественным сертифицированным изделием, или это поддельная контрафактная продукция;
- выявление плавающих дефектов телефона, не фиксируемых сервисным центром в ходе диагностики;
- исследование устройства на соответствие экологическим требованиям по излучению, вибрации;
- оценка пригодности телефона к дальнейшему использованию;
- выявление проводимых ранее ремонтов изделия;
- определение неработоспособности основного функционала мобильного устройства.
Отсутствие полной функциональности изделия мобильной связи часто встречается у завезённых из-за границы стендовых вариантов электронных портативных устройств с демонстрационной прошивкой, в основном айфонов.
Независимая экспертиза телефона может быть инициирована и юридическим лицом, например, сервисным центром. Такая ситуация возникает при предъявлении потребителем необоснованных, с точки зрения ремонтной организации претензий. При подаче потребителем иска в суд по решению судьи может быть назначена государственная судебная экспертиза мобильного устройства.
Обязанности потребителя при сдаче телефона на экспертизу
При передаче мобильного устройства на проведение технического аудита покупатель должен предоставить:
- Само изделие в максимальной комплектации.
- Паспорт телефона и все документы, выданные магазином при его покупке.
- Квитанции и заключения сервисного центра, если имелась необходимость ремонтировать устройство.
Обращение за экспертизой оформляется в виде заявления, в котором необходимо указать требования о возмещении стоимости изделия и расходов на исследование.
Обязанности магазина при приёмке телефона на экспертизу
При приёмке изделия на техническую экспертизу продавец обязан:
- оформить акт приёмки мобильного телефона;
- сообщить покупателю место, где проводится экспертиза, и время её проведения.
Владелец мобильного телефона или представитель организации, заказавшей экспертизу, может самостоятельно привезти телефон на аудит в указанное продавцом место и время.
Основные требования к техническому заключению
Чтобы у суда не было оснований отклонить результаты проведённой экспертизы, полноценное заключение эксперта должно содержать следующие реквизиты:
- Вводная часть, с описанием наименования организации, сведений о специалисте, проводящем экспертизу, его опыте работы.
- Описание объекта исследования.
- Исследовательская часть, с изложением порядка проведения проверки, используемых для этих целей приборов, фиксацией всех показателей.
- Обоснованный вывод.
Необходимо, чтобы техническое заключение было оформлено с соблюдением всех требований и соответствовало требованиям приказа Минэкономразвития РФ от N 328 (ред. от ). Покупатель имеет право оспорить заключение технической экспертизы в суде.
Права потребителя
Мобильный телефон относится к технически сложным изделиям, и при его покупке должна обязательно выдаваться гарантия на определённый производителем срок. Это условие исключает возможность возврата сотового телефона в магазин, если он находится в технически исправном состоянии, а продавцом были предоставлены полные, точные и правдивые сведения об изделии. При продаже отремонтированных или бывших в употреблении телефонов покупатель должен быть предупреждён о наличии недостатков, если таковые имеются.
Права покупателя при покупке телефона
Брак и неисправности мобильного электронного устройства выявляются, как правило, в первые дни после покупки.
Необходимо придерживаться следующих основных правил при приобретении телефона:
- проверить в присутствии продавца комплектацию изделия, наличие технического паспорта, инструкции по эксплуатации и гарантийного талона;
- проверить правильность заполнения гарантийного талона;
- потребовать произвести проверку телефона хотя бы по основным параметрам.
Для возможной защиты своих прав покупатель должен истребовать у продавца чек на купленное изделие и гарантийный талон.
По потребительскому законодательству в случае выявления дефекта телефона гражданин имеет право заявить следующие требования продавцу:
- Обмен на аналогичный телефон, той же модели.
- Замена бракованного изделия на телефон другой модели или марки, с перерасчётом цены товара.
- Снижение стоимости купленного телефона.
- Устранение на месте недостатков или компенсация потребителю затрат на ремонт устройства.
- Возврат суммы денежных средств, уплаченных за мобильный телефон.
Кроме случаев непреднамеренной продажи мобильных телефонов со скрытыми дефектами, имеют место и факты явного обмана на стадии покупки электронных устройств. Например, потребителю могут продать ввезённый нелегально «серый» телефон. Выявление экспертным путём такого контрафактного изделия поможет не только отстоять права потребителя, но и даст основания подать на мошенников заявление в полицию.
Во время гарантийного срока магазин не вправе отказать покупателю в возврате дефектного мобильного устройства. Полная проверка качества телефона магазином или сервисным центром, при необходимости и его техническая экспертиза, проводится в этом случае магазином.
Права потребителя при проведении экспертизы
Потребитель имеет право лично или с привлечением своего представителя:
- участвовать в качестве наблюдателя в проведении лабораторных исследований телефона;
- получать разъяснения по существу вопроса;
- требовать внесения в акт имеющихся по порядку проведения экспертизы замечаний.
Личное присутствие потребителя при проводимых инструментальных обследованиях электронного устройства позволит исключить возможность фальсификации результатов экспертизы.
Источники
Использованные источники информации.
- https://potrebiteli.guru/kachestvo/ehkspertiza-telefona-dlya-suda.html
- https://potrebitely.com/uslugi/ekspertiza-telefona.html