Что представляет собой рыночная стоимость, для чего необходимо ее знать и как рассчитать. Способы определения стоимости, необходимые формулы. Как определить рыночную стоимость? Методы определения рыночной цены. Расчет рыночной стоимости облигации – формула. Расчет рыночной стоимости акций
Содержание
Что признается рыночной ценой, рынком, экономическими условиями
Цена представляет собой денежное выражение обязательства произвести платеж за проданную (поставленную) продукцию, выполненные работы или оказанные услуги.
Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
Согласно п. 6 ст. 40 НК РФ идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. Незначительные различия во внешнем виде товаров могут не учитываться.
Признаки однородности товаров определены п. 7 ст. 40 НК РФ. Такие товары, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.
Как указано в ст. 40 НК РФ, рыночная цена определяется с учетом обычной при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:
— сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары;
— потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
— истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
— реализацией опытных моделей и образцов товаров с целью ознакомления с ними потребителей;
— маркетинговой политикой организации.
Нужно отметить, что данный перечень скидок неисчерпывающий, следовательно, количество скидок, к которым проверяющие органы должны относиться благосклонно, может быть и расширено. Однако в связи с тем что перечень скидок, указанных в ст. 40 НК РФ, носит общий характер, часто между торговыми организациями и проверяющими органами возникают конфликты, в которых налоговые органы требуют от торговой компании доказать правомерность использования того или иного вида скидки, поскольку в ст. 40 НК РФ перечислены скорее их группы, нежели виды. Например, если организация применяет в своей деятельности скидку в размере, превышающем 20% от уровня рыночных цен на идентичный или аналогичный товар, то при отсутствии у нее маркетинговой политики ей придется доказывать основания ее применения. В частности, если скидка связана с изменением потребительского спроса, то, соответственно, организации потребуется представить в налоговый орган результаты маркетингового исследования, которые действительно подтверждают, что спрос на товары упал и организация вынуждена снизить на этот товар цену. В качестве доказательства в такой ситуации могут быть использованы данные организации об объеме продаж по этому виду товара за последние несколько месяцев.
При определении рыночных цен принимаются во внимание:
1) сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми.
При этом сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц;
2) сделки между взаимозависимыми лицами, но только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты сделок.
Повлияла ли взаимозависимость лиц, совершающих сделку, на ее результаты, должны доказывать налоговые органы;
3) информация о заключенных на момент реализации товара или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях.
Такие сведения могут быть предоставлены в виде документов, содержащих данные об уже совершенных сделках к моменту реализации новых товаров, работ, услуг.
В частности, учитываются следующие разумные условия сделок, которые могут оказывать влияние на цены:
— количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии).
Так, количество товара, подлежащего передаче покупателю, предусматривается договором купли-продажи в соответствующих единицах измерения или в денежном выражении. Условие о количестве товара может быть согласовано путем установления в договоре порядка его определения.
Если договор купли-продажи не позволяет определить количество подлежащего передаче товара, договор не считается заключенным;
— сроки исполнения обязательств (по договорам поставки товаров, по возмездному оказанию услуг и т.п.).
К примеру, ст. 508 ГК РФ предусматривает следующие периоды поставки товаров по договору поставки: в случае, когда сторонами предусмотрена поставка товаров в течение срока действия договора отдельными партиями и сроки поставки отдельных партий (периоды поставки) не определены, товары должны поставляться равномерными партиями помесячно, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота. Наряду с определением периодов поставки в договоре может быть установлен график поставки товаров (декадный, суточный, часовой и т.п.);
— условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида.
Например, по договору поставки в соответствии со ст. 516 ГК РФ расчеты за поставляемые товары осуществляются таким образом:
1) покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки. Если соглашением сторон порядок и форма расчетов не определены, то расчеты осуществляются платежными поручениями;
2) если договором поставки предусмотрено, что оплата товаров осуществляется получателем (плательщиком) и последний неосновательно отказался от оплаты либо не оплатил товары в установленный договором срок, поставщик вправе потребовать оплаты поставленных товаров от покупателя;
3) если в договоре поставки предусмотрена поставка товаров отдельными частями, входящими в комплект, оплата товаров покупателем производится после отгрузки (выборки) последней части, входящей в комплект, если иное не установлено договором;
— иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены (условия о хранении товара, транспортировке товара, способе его упаковки и пр.).
При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями:
— либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг;
— либо может быть учтено с помощью поправок.
Согласно п. 5 ст. 40 НК РФ рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории РФ или за ее пределами.
Иными словами, рынок можно охарактеризовать как сферу совершения возмездных сделок между покупателем и продавцом, результатом которых является реализация товаров (работ, услуг) за денежный эквивалент или другое имущество.
При этом рынок подразумевает реальную возможность любого покупателя в удобный для него момент приобрести нужный товар, заказать нужную работу, получить необходимую услугу без значительных дополнительных затрат, приводящих к существенному увеличению общих расходов (транспортные расходы, расходы на установку, монтаж, охрану и др.) на ближайшей к его месту жительства (месту нахождения) территории РФ или за ее пределами (Постановления ФАС Северо-Западного округа от по делу N А56-47926/2008, ФАС Уральского округа от N Ф09-6596/09-С2 по делу N А50-443/2009, ФАС Волго-Вятского округа от по делу N А11-915/2008-К2-23/8).
При определении рыночных цен используются цены в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. То есть, сопоставляя рыночные цены, нужно учитывать, что различие в экономических условиях существенно не будет влиять на цену товаров, работ или услуг.
Необходимо сравнивать такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида (см. Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от N Ф04/5017-1468/А46-2003, ФАС Северо-Западного округа от N А56-23251/04), а также иные условия, влияющие на цены.
На законодательном уровне есть только три способа определения рыночной цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения, которые применяются строго в определенной последовательности:
1) установление рыночных цен путем использования официальных источников информации о рыночных ценах и биржевых котировок;
2) при невозможности определения рыночной цены — цена последующей реализации (перепродажи) покупателем;
3) при невозможности использования цены последующей реализации — затратный способ (как сумма обычных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли) (Постановление ФАС Северно-Западного округа от по делу N А26-4514/2006-211).
Прецеденты определения рыночной цены работ
Механизм определения рыночной цены работ для целей налогообложения установлен п. п. 4 — 11 ст. 40 НК РФ.
Основными исполнителями данной нормы являются налоговые органы, поскольку именно на них лежит бремя доказывания несоответствия цены сделки уровню рыночных цен.
На законодательном уровне, как отмечалось выше, есть только три способа определения рыночной цены работ для целей налогообложения, которые применяются строго в определенной последовательности:
1. Метод определения рыночной цены работ, основанный на информации о заключенных на момент реализации работ сделках с идентичными (однородными) работами в сопоставимых условиях.
Пунктом 11 ст. 40 НК РФ установлено, что при этом методе должны использоваться официальные источники информации о рыночных ценах на работы.
Поскольку в соответствии с п. 3 ст. 40 НК РФ определение рыночных цен производится по правилам п. п. 4 — 11 данной статьи, официальные источники информации не могут использоваться без учета этих положений, то есть они должны содержать данные о рыночной цене идентичных (однородных) работ, реализуемых в сопоставимых условиях в определенный период времени (Постановление ФАС Дальневосточного округа от , N Ф03-А73/07-2/527).
2. Метод цены последующей реализации, который применяется ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников.
При этом методе рыночная цена реализуемых работ определяется как разность цены, по которой работы реализованы покупателем при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены работы покупателем у продавца) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя работ, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.
3. Затратный метод, который применяется при невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о работах, в последующем реализованных покупателем).
Рыночная цена работ, реализуемых продавцом при данном методе, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию работ, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.
Указанные методы определения рыночной цены работ должны применяться последовательно, то есть каждый следующий метод применяется только при невозможности применения предыдущего.
Обратимся к судебной практике.
ФАС Северо-Западного округа (Постановление от по делу N А56-35769/2007) рассмотрел иск налогоплательщика, который заявил, что у УФНС не было оснований для применения затратного метода определения рыночной стоимости работ по строительству корпуса буксиров (поскольку не были приняты меры по установлению рыночной цены на основании официальных источников), а также не был соблюден порядок определения расходов налогоплательщика согласно п. 10 ст. 40 НК РФ.
Налоговый орган доказал отсутствие достоверной информации от официальных источников о рыночных ценах на работы по строительству корпуса буксиров. Метод цены последующей реализации не мог им использоваться, поскольку налогоплательщик осуществляет работы по строительству корпусов буксиров, а покупатель в дальнейшем реализует уже готовые буксиры.
Таким образом, УФНС правомерно применило затратный метод определения рыночной цены путем определения всех расходов налогоплательщика на строительство корпусов буксиров (учтены показатели бухгалтерской отчетности по счету 90-2) (см. также Определение ВАС РФ от N 15444/08 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации").
Согласно п. 9 ст. 40 НК РФ при определении рыночных цен работ учитывается информация о заключенных на момент реализации этих работ сделках с идентичными (однородными) работами в сопоставимых условиях.
В ряде случаев налоговые органы пытаются сравнивать цены на явно неидентичные работы, принимают за рыночную цену работ их себестоимость.
Несмотря на то что ВАС РФ внес ясность в данный вопрос (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации"), налоговые органы продолжают отождествлять рыночную стоимость работ с их себестоимостью.
Например, ФАС Северо-Западного округа установил, что для определения рыночной цены производства цемента из давальческого сырья налоговый орган использовал показатель себестоимости таких работ (Постановление от по делу N А05-1030/2007).
Источники
Использованные источники информации.
- http://www.pnalog.ru/material/opredelenie-rynochnoy-ceny-tovarov