Что содержит единый план счетов

План счетов бухгалтерского учета: назначение, разделы, структура, как создать рабочий план счетов с помощью инструкции.

Структура плана счетов бухгалтерского учета

Каждый из разделов плана содержит в себе счета двух типов:

  • Синтетические;
  • Аналитические (субсчета).

Синтетические представляют собой счета первого порядка, они состоят из двух цифр (от 01 до 99) и обязательны для заполнения.

Субсчета открываются к синтетическим по мере необходимости, чтобы подробнее раскрыть их. Обозначаются несколькими цифрами: сначала идет номер синтетического, а затем через точку номер субсчета (например, 57.3 – Переводы в пути из банка).

Читайте также: Код ОКТМО и ОКАТО

Также существуют забалансовые счета, но они не относятся ни к одному из вышеперечисленных разделов, так как они отражают хозяйственные объекты, временно находящиеся в пользовании организации.
Например, если она арендует основные средства у другой организации. Забалансовые состоят из трех цифр (от 001 до 011).

Существует другая классификация – по содержанию хозяйственной операции:

Активные – отражают учет движения хозяйственных средств. Начальное и конечное сальдо у них всегда записывается по дебету. Если происходит увеличение актива, оно заносится по дебету, уменьшение – по кредиту. К ним относятся сч.: 01, 03, 04, 08, 09, 10, 19, 20, 23, 25, 26, 29, 41, 43, 44, 45, 50, 51, 52, 58, 97;

Пассивные – отражают источники, с помощью которых сформировались активы предприятия. Начальное и конечное сальдо всегда кредитовое. Увеличение происходит по кредиту, уменьшение – по дебету. К ним относятся: 02, 05, 42, 66, 67, 70, 77, 80, 98;

Активно-пассивные – учитывают как активы, так и источники их финансирования. Сальдо может быть и дебетовым, и кредитовым. Они обозначены номерами: 40, 60, 62, 68, 69, 71, 73, 75, 76, 79, 84, 90, 91, 99.

Что такое план счетов бухгалтерского учета

План счетов составляет основу ведения бухгалтерского учета. Благодаря ему предприятия, независимо от сферы деятельности и региона, взаимодействуют между собой, так как работают с одинаковыми величинами.

Также он способствует упорядоченному ведению бухгалтерской документации внутри фирмы, обобщает показатели в масштабе страны (в частности, отраслей народного хозяйства).

Еще одна функция этого документа – он позволяет контролировать правильность ведения учета и использования имущества предприятия. Эти данные можно наглядно увидеть в годовом балансе организации. И там четко видно, сколько фирма заработала, сколько у нее денежных средств в безналичной форме в банке, а сколько вложено в активы.

Благодаря разграничению и наименованию показателей, руководитель видит реальную картину деятельности своей фирмы, и на ее основе распределяет доходы и расходы, принимает решения о расширении или, наоборот, сокращении производства.

Благодаря плану обобщаются одинаковые показатели, представленные в различной форме. В итоге они попадут на один счет, где можно проследить динамику.

Разделы плана счетов бухгалтерского учета

План счетов бухгалтерского учета состоит из восьми разделов.

Первый – «Внеоборотные активы» – содержит в себе активы предприятия: их ввод, выбытие, строительство, амортизация и т.д. Здесь отражены основные средства (здания, сооружения, оборудование), нематериальные активы (патенты, лицензии), прочие внеоборотные активы. Сч. с 01 по 09.

Читайте также: Списание основных средств

Второй – «Производственные запасы». Содержит в себе информацию о предметах труда, которые необходимы для применения в производстве, хозяйственных нужд, для операций по обороту этих предметов труда. Основа здесь – материалы (сч. 10), с помощью субсчетов в нем отражаются разные виды материалов для производства продукции (см. Ведение учета на складе). Раздел начинается сч. 10 и заканчивается 19.

Третий – «Затраты на производство» – расходы на все виды деятельности организации, кроме продажи. Также в нем рассчитывается себестоимость товара или услуги. Включает сч. с 20 по 39.

Четвертый – «Готовая продукция и товары» учитывает данные о наличии и движении продукции организации. Сч. с 40 по 49.

Пятый – «Денежные средства» представляет собой свод информации о денежных ресурсах предприятия в рублях и иностранной валюте они могут либо быть в наличии, либо в движении (например, переводы в пути из банка), и заемные средства. Они представлены наличными деньгами в кассе, безналичными в банке и ценными бумагами. Включает сч. с 50 по 59.

Затем идут «Расчеты». Здесь отражаются все виды расчетов организации с юридическими лицами, собственными сотрудниками (например, по заработной плате) и внутрихозяйственные расчеты. Сч. с 60 по 79.

Седьмой называется «Капитал». Тут представлены все данные об уставном, добавочном и резервном капиталах, собственных акциях и нераспределенной прибыли. Если в организации есть только уставной капитал, то стоит заполнять сч. 80, который так и называется. Заканчивается раздел сч. 89.

И заключительный раздел «Финансовые результаты». Он подводит итог деятельности фирмы в финансовых показателях (прибыли, убытки) за тот или иной промежуток времени. Обобщает доходы и расходы и формирует резервы.

Источники

Использованные источники информации.

  • https://tvoi.biz/buhgalteriya/plan-schetov-buhgalterskogo-ucheta.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: